Редкая птица долетит до середины Днепра
из Харькова без дозаправки
Н.В. Гоголь
Состав участников:
Денис Украинцев — пилот и идейный вдохновитель, так же ответственный за попутность ветра и погоду по маршруту вообще
Владимир Яворский — целеустремленный пилот
Алексей Раков — пилот буднего дня (пятницы), штурман и водитель машины сопровождения
Михаил Довбак — руководитель полетов, ответственный за обеспечение «воздуха» и легальности перелета в целом
Максим Курганов — фотограф, водитель
Антон Яворский — сын целеустремленного пилота
Спонсоры:
Перелет стал возможен во многом благодаря поддержке руководства Харьковского Авиационного Института в лице проректора по науке Гайдайчука Александра Витальевича.
В конце мая, на праздновании дня ХАИ, на стенде парапланерного клуба был размещен плакат с информацией о перелете и ящик для сбора пожертвований. Было собрано 780 гривен, этих денег хватило на приобретение масла для двигателей. Огромное спасибо всем откликнувшимся!
Техника:
Парапланы — SC Moscito-25 и SC Moscito-2-27
Мотоустановки — HighFly JPX-25 с электростартером и HighFly Top-80 с ручным стартером
Запас топлива обоих установок позволял находиться в воздухе до 3-х часов.
Автомобиль сопровождения — микроавтобус Ford Tranzit, запас топлива позволяет находиться в  движении примерно 800 км.
Радиосвязь — радиостанции Yaesu VX6R, VX7R, радиофицированные шлемы у пилотов. Когда двигатель работает на высоких оборотах, услышать пилота трудно, но на холостых связь вполне приемлема.
Подготовка к перелету

Серьезная подготовка тщательно планировалась, но так и не состоялась, ввиду неожиданно возникшего в среду чрезвычайно благоприятного прогноза погоды на пятницу, субботу и воскресение. Впрочем, к подготовке можно отнести участие двух основных пилотов в Чемпионате Украины по Мотопарапланам в Чернигове с 9 по 12 июня, где Владимир Яворский стал абсолютным чемпионом, а Денис Украинцев занял третье место среди Украинских пилотов (извините за тавтологию, но родину не выбирают. Фамилию мужики так же не выбирают).

Важнейшей частью подготовки стало обеспечение легальности перелета. Этим вопросом занимался Миша Довбак. Все необходимые разрешения были получены, по ходу перелета мы постоянно связывались по телефону с диспетчерами, ПВО и пограничниками с докладами о взлетах, посадках, дозаправках. Путевая скорость 40км\ч ставила в тупик опытных авиадиспетчеров.

Хроника перелета

Четверг 16.06.2011

В 19-00 мы прибыли на аэродром Коротич, под дождиком, прячась от шквалов проходящего фронта, собрали моторы. Прибыла съемочная группа с телеканала Фора, для освещения перелета в пятничном выпуске новостей, фронт прошел и пилотам удалось выполнить несколько небольших тренировочных полетов. Собранные моторы отправились ночевать в ангар к одинокому Як-18Т, люди, поужинав кашей с большим количеством лука и, для порядка, слегка попугав погоду, расположились на ночлег в общежитии летного состава. Практически сразу же после отбоя за дверью раздался крик «рота подъем» в исполнении Дениса.

 

Пятница 17.06.2011
Как красив аэродром в предрассветном тумане.. Спящие вертолеты развесили сонные лопасти, мирно похрапывают старички Ан-2.. Даже колдун спит мертвым сном.
Как же хочется спать.. Но, как и планировалось, в 5-00 — колеса в воздухе. На GPS установлена цель — Перещепино. Высота около 200 метров, ветер встречно — боковой, скорость по GPS 30-35 км\ч. Хотелось побыстрее.. Мы не пользовались акселераторами, как правило летели на отпущенных триммерах, в таком режиме воздушная скорость параплана Moscito составляет примерно 45 км\ч.
Здесь хотелось бы вставить абзац с рассказом о красоте лесов и полей Харьковской области, но не тут то было — примерно через час полета за спиной раздается несильный удар, двигатель начинает громче реветь, усиливается вибрация и подбитый  Top 80 с пилотом Алексеем Раковым, слава Богу без черного дымного шлейфа, планирует на пшеничное поле у небольшого села. Володя Яворский, подобрав неподалеку площадку получше, приземляется на помощь. Через пол часика подъезжает машина сопровождения и местные аборигены на тракторах. У мотора срезало шпильку крепления глушителя, надо выкручивать ее остатки и ставить новую шпильку. Несмотря на то, что подготовка к перелету тщательно планировалась, с собой необходимых инструментов нет. Мы принимаем решение ремонтироваться в Краснограде, до него около 50 км, Володя взлетает и продолжает перелет в гордом одиночестве. Аборигены в восторге, сказания об отважных летчиках будут передаваться в этих краях из поколения в поколение. Село, кстати, называется Лихове. Ох, неспроста…
В Краснограде находим удивительный магазинчик с запчастями для парамоторов и не менее удивительную станцию техобслуживания парамоторов. К моменту посадки Володи на лугу при въезде в город (около 75 км от точки старта), Top80 снова в строю. После небольшого завтрака дозаправляем моторы, и Денис с Володей взлетают в направлении на Сахновщину — до нее 40 км. На часах 11-00,в воздухе уже довольно турбулентно зато ветер стал попутно — боковым. Путевая скорость составляет около 55 км\ч.
А в это время в машине сопровождения пропала зарядка — оборвался ремень генератора. В Краснограде находим еще одну удивительную станцию техобслуживания, в недрах багажника — новый ремень, и через пару часов довольный Ford, сыто урча дизелем мчится в сторону Сахновщины.
Пережидаем турбулентную середину дня и в 16-00 (турбулентность еще не закончилась, но ждать уже не было сил) запускаем Дениса и Володю в сторону Майского (расстояние 74 км). Ford мчится вдогонку. Ветер попутный, и догнать пилотов по петляющей между деревень и давно не ремонтировавшейся дороге практически невозможно. Майское — очень красивый и ухоженный аэродром, кто видел, тот знает. Хотелось остаться здесь на ночь — отдохнуть и пообщаться, но северный ветер тихонько насвистывает в ухо: надо лететь, погода в Крыму в воскресение уже портится. В 18-30 мы с Денисом взлетаем с идеально подстриженного поля и уносимся на Юг с путевой скоростью 60-65 км\ч. Вокруг красота, на горизонте сверкает Днепр, воздух спокоен, но в 21-00 солнце неожиданно касается горизонта, и в 20-40 мы садимся на луг у озера чтобы переждать темноту. Расстояние от Майского — 66км.
Автобус подъезжает не скоро, мы ужинаем, ставим палатки и закрываем глаза. Практически сразу же  раздается крик «рота подъем» в исполнении Дениса.
Суббота 18 июня
Мотор Дениса нуждался в небольшом ремонте — на посадке провод с тросом от ручки газа попал в не успевший полностью остановиться винт. Дело в том, что на нижней левой секции ограждения не была натянута леска — раму правили после неудачного приземления в Чернигове, натянуть леску не хватило времени. Немного скотча и технической смекалки, и в 6-30 Денис с Володей (оставшуюся часть перелета летели именно они) летят на юг с попутным ветром. Цель — аэродром Веселое, расстояние 107км. Наземная группа довольно сильно отстает — ведь пилоты не отвлекаются на мелочи типа уборки своих палаток  и мытья посуды. Денис с Володей приземляются через 2 часа полета, понимая, что ждать машины с топливом нужно еще минимум час, перераспределяют топливо при помощи найденной в кустах пластиковой бутылки и взлетают. Примерно через 30 минут полета топливо заканчивается и пилоты приземляются в 37 километрах от Веселого. Вскоре подъезжает наземная группа, мы заправляем моторы, пилоты взлетают, но через 25 минут приземляются — сильная турбулентность, очень некомфортно лететь. Но мы еще на 15 километров ближе к цели! Располагаемся на берегу канала чтобы отдохнуть и переждать турбулентность.
В 17-00 пилоты поднимаются в воздух для осуществления самой важной, красивой и сложной части перелета — перехода с материка на полуостров. В Крыму у земли южный ветер, на материке — северный, в районе перешейка они встречаются, образуя сильно турбулентную зону конвергенции. Мы слышим по радио переговоры пилотов, они долго не могут принять решение как лететь дальше, и лететь ли вообще. В конце концов Денис поднимается на высоту 1000м — и, о чудо, здесь ветер попутный и воздухе достаточно спокойно. Володя набирает высоту следом.
Здесь хотелось бы вставить абзац с рассказом о том, как красиво вокруг, когда перелетаешь в Крым на парамоторе, но я, к сожалению, еду в машине. Впрочем, въезжать в Крым на машине тоже здорово!
Посадка планировалась возле пушек на берегу Сиваша, но топливо еще есть, к тому же пилоты не хотят опускаться — у земли встречный ветер, и Денис с Володей продолжают полет и в 19-00 приземляются на лужок недалеко от Джанкоя. Расстояние от точки взлета — 92 километра. Погода прекрасная, мы заправляем моторы, и пилоты уносятся в направлении Феодосии, чтобы через полтора часа приземлиться на ночевку у деревни Новоивановка. Пройдено еще 45 километров, до цели перелета — горы Клементьева — 60. Моторы подустали, JPX позвякивает и не заряжает аккумулятор, об усталости пилотов нечего и говорить. Но в глазах уже разгорается огонек счастья — осталось совсем чуть-чуть до осуществления мечты. Открываем шампанское, чтобы отметить факт перелета в Крым и  практически сразу же  раздается крик «рота подъем» в исполнении Дениса.
Воскресение, 19 июня
Моторы, несмотря на хандру, заводятся как часики и Денис с Володей взлетают чтобы завершить перелет. Мы собираем лагерь и выезжаем в сторону горы Клементьева. На половине пути звонит Володя Гусак из Донецка с докладом о том, что пилоты успешно приземлились на Горе. На часах 7-00,  с момента взлета в Коротиче прошло двое суток и 2 часа.
Мы стоим на Южном старте горы Клементьева, наконец-то наевшись досыта в Дельта баре. Дует северный ветер, вокруг собираются грозы — погода закончилась. У JPX-а отломился кронштейн крепления стартера, но это уже не важно. Нас ждет море и ночная дорога домой — в понедельник всем на работу.
Авторы:      Раков Алексей
 Украинцев Денис
Share this Post: